Некоторое время я работал только на поддержке веб-сайтов. Т.е. не занимался разработкой новых интернет проектов, а дорабатывал, модернизировал, оптимизировал существующие. Работа, к слову, отлично оплачивалась, иногда значительно выше, чем программирование и верстка новых сайтов. В это время однажды я услышал от будущего директора одной веб-студии фразу:
«Сайту не нужна поддержка. Поддержка сайта – это необоснованное вытягивание денег из клиента».
Я с такой позицией, конечно же, был не согласен, но спорить не стал. Здесь очевидно человек не понимает весь список мероприятий, которые входят (или должны входить) в услугу.
Четкого стандарта и определения того, что должно делаться на этапе поддержки, нет. Приведу перечень технических мероприятий, которые должны входить в услугу по моему мнению:
— резервирование информации сайта (один раз в период времени)
— мониторинг доступности интернет сайта (периодически)
— мониторинг уязвимости серверной ОС
— мониторинг уязвимости скриптов сайта
— мониторинг изменения веб-стандартов, браузеров, плагинов и т.п.
К технической поддержке сайтов добавляют обычно мониторинг посещаемости, мониторинг позиций в поисковых системах, часто наполнение сайта и т. п.
Остановлюсь на технических мероприятиях. Клиент (заказчик, владелец сайта) необходимость или желательность поддержки понимает обычно на примерах. Попробую описать, что будет, если…
Резервирование информации сайта. Любой администратор и человек, который имеет место с ценными данными, подтвердит необходимость резервирования информации. Резервные копии лучше хранить физически не на резервируемом сервере. Потерять информацию можно как по техническому фактору (отказ оборудования), так и по человеческому (ой, нечаянно удалил). Именно в таких случаях заказчик обычно узнает, что последняя сохраненная версия сайта имеет возраст 7 месяцев. Наполнение сайта заново займет человеко-время.
Мониторинг доступности интернет сайта. Вследствие ошибок сайт может быть недоступен. Природа ошибок может быть совершенно разной. Крайне важно узнавать о недоступности сайта не по месячным отчетам менеджера по маркетингу, а по возможности первым или одним из первых. Мониторинг предполагает, что в случае получения тревожного сигнала будут предприняты срочные меры по устранению ошибок.
Мониторинг уязвимости серверной ОС. Крайне редки случаи взлома вследствие вышеописанных уязвимостей. Но! Едва ли клиент захочет ежедневно просматривать securitylab, искать уязвимости вроде этой
Мониторинг уязвимости скриптов сайта. Сайтов на бесплатных CMS очень много. Но в любой, даже платной, системе управления контентом могут быть ошибки. В моей практике был случай, когда компания из-за ошибки в коде одной из старых версий MODx потерпела серьезные убытки. Компания занималась логистикой и, вероятнее всего, одни из их конкурентов сайт сломали. И соответственно получили дополнительную прибыль. Уязвимости систем находятся и сейчас:
Мониторинг изменения веб-стандартов, браузеров, плагинов и т.п. Интернет не стоит на месте, выходит новое программное обеспечение, разрабатываются новые стандарты. Едва ли сайт, оптимизированный для просмотра под Internet Explorer 6, будет корректно смотреться в Internet Explorer 9. Многие сайты очень плохо смотрелись в первых версиях Google Chrome. Адаптировать интернет сайт новым изменениям необходимо, так как бездействие может обернуться потерей интереса пользователей к интернет-проекту.
Каждому ли сайту нужна поддержка?
Ответ на этот вопрос не так однозначен, как может показаться. Техническая поддержка – это своего рода страховка от рисков, связанных с интернет-проектом. Как известно, с рисками можно бороться двумя способами: предупредив их и игнорируя их.
Игнорировать риски можно для сайтов, которые:
1) Не имеют цели создания
2) Имеют маленькое количество страниц
3) Не обновляются
4) Не несут коммерческой или какой-либо другой выгоды владельцу
Игнорирование рисков в этом случае будет оправданным, а затраты на поддержку бессмысленной тратой денег.
Поддержка сайта жизненно необходима для:
1) Сайтов любого on-line бизнеса. Особенно на бесплатных и общедоступных CMS.
2) СДЛ, от которых владелец получает любую прибыль
3) Крупных самодостаточных сайтов (например, новостные порталы, форумы и т.п.)
Выводы:
Если владельцы больших доходных интернет сайтов могут самостоятельно выполнять все необходимые действия по поддержке интернет ресурса или в штате есть специалист, выполняющий эту деятельность, то заказывать поддержку сайта у web студии не стоит.
В противном случае, есть смысл поручить заботу об интернет проекте специалистам.